posobia02x_small.jpg (1824 bytes)

Санкт-Петербургская Государственная
Педиатрическая Медицинская Академия
Кафедра акушерства и гинекологии

grad.gif (3457 bytes)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Оглавление

ВЛИЯНИЕ ДОРОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

С.Н.Гайдуков, А.А.Сметанкин, Ф.Р.Кутуева, О.В.Дурнов

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, кафедра акушерства и гинекологии (зав. каф. проф. С.Н. Гайдуков), Центр медицинской реабилитации “Биосвязь” (дир. А.А.Сметанкин), женская консультация №22 (гл. врач Ф.Р.Кутуева)

В настоящее время все большее внимание привлекают вопросы, связанные с разработкой комплексных программ дородовой подготовки (Энкин М. с соавт., 1999). Однако в существующих до последнего времени программах по подготовке к родам отсутствует индивидуальный подход к конкретной беременной, а также отсутствует контроль за правильностью и адекватностью выполнения предлагаемых методик (Сметанкин А.А. и соавт. 1999).

Проведенный нами ранее анализ клинических данных свидетельствуют об эффективности метода биологической обратной связи в дородовой подготовке женщин. Данный метод позволяет уменьшить процент осложнений беременности и родов, оказывает благоприятной влияние на продолжительность лактации. (Сметанкин А.А. с соавт., 1999; Гайдуков С.Н. с соавт., 2001). В литературе встречаются указания на зависимость течения беременности и родового акта от исходного психологического состояния беременной женщины (Карасева А.Э., 2001). Поэтому при проведении исследования была поставлена цель - изучить динамику изменений психологической адаптации к беременности и родам на фоне изменения структуры ритмов биоэлектрической активности головного мозга, под влиянием биоуправления физиологическими функциями кардио-респираторной системы, в процессе обучения диафрагмально-релаксационному дыханию.

Материалы и методы:

Метод основан на принципах биологической обратной связи, позволяющей при помощи специальной аппаратуры предоставлять женщине информацию о работе ее органов и систем в виде звуковых и визуальных сигналов. При получении такой информации пациентка под руководством врача и при помощи специальных методик обучается изменять физиологические функции своего организма в нужном направлении. Для практической реализации методики применяется “кабинет психофизиологической подготовки беременных к родам” производства ЗАО “Биосвязь” (Санкт-Петербург). В состав кабинета входят компьютерный комплекс, имеющий соответствующее программное обеспечение, и приборы биологической обратной связи (“Кардиосигнализатор КС-03” и “ЛАС-2”). Обучение проводится в отдельном кабинете, в приятной эмоциональной обстановке и строго индивидуально. Психопрофилактическая подготовка проводится с использованием трех основных направлений биологической обратной связи. Обучение навыкам управления кардио-респираторной системой методом БОС по параметрам сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обучение навыкам мышечной релаксации методом БОС по электромиограмме (ЭМГ-БОС), обучение навыкам управления отдельными ритмами головного мозга методом БОС по электроэнцефалограмме (ЭЭГ - БОС).
Клинико-психологические (тестирование, анкетирование) методы.
Исследования проводились на базе женской консультации №22 Выборгского р-на СПб. Всего было обследовано 50 беременных. Из них, в обследуемую группу вошли 20 беременных женщин подготовленных по данной методике, контрольную группу составили 30 беременных, в которую вошли пациентки, прошедшие обычную психопрофилактическую подготовку.

Полученные результаты:

У всех женщин, в процессе обучения диафрагмально-релаксационному дыханию методом БОС, удалось сформировать новый паттерн дыхания, о чем свидетельствуют данные пульсограмм и пневмограмм. Величина дыхательной аритмии сердца в среднем возросла с 16 до 21. Наблюдалась стабилизация АД, так если до начала обучения нарушение стабильности АД наблюдалось у 41,2 % беременных, то после обучения частота нарушений АД снизилась в 2 раза.
Динамика психологических параметров наблюдается на фоне изменения соотношений мощности ритмов головного мозга, под влиянием биоуправления, определяемых на ЭЭГ и снижения уровня мышечного напряжения по данным ЭМГ. Cущественное возрастание выраженности альфа-ритма (с 58% до 70%) подтверждает выработку навыка релаксации, а снижение бета-ритма (с 20% до 13%) и тета-ритма (с 21% до 13%) можно связать со снижением уровня тревожности, внутреннего эмоционального напряжения, избыточного возбуждения.
При изучении уровня тревожности по шкале Спилбергера-Ханина были получены следующие данные. Личностная тревожность до курса подготовки БОС составляла 47,07+7,0, после курса – 40,79+7,3, реактивная тревожность 25,14+6,7 и 18,36+6,2 соответственно. Во всех случаях различия были статистически достоверны (р<0,05). Из других позитивных моментов следует отметить значительное снижение страха перед родами, страха за жизнь и здоровье ребенка по сравнению с контрольной группой. Отмечена положительная динамика в изменении уровня депрессивности: 32,3+ 5,3 в обследуемой группе, против 37,8+7,7 в контроле (Р<0,05). Снижение частоты возникновения преждевременных и запоздалых родов у женщин проходивших подготовку к родам методом БОС, вероятно, связано с укреплением гестационной доминанты и своевременным формированием родовой доминанты. Изучение типов гестационной доминанты показало существенные изменения происходящие под влиянием релаксационно-диафрагмального дыхания. Значительно снизилась частота депрессивного и тревожного типа с 4,29+8,5 до 0,71+2,7 и с 20,7+14,9 до 7,14
±2,6. Почти в 4 раза увеличилось число беременных женщин с эйфоричным типом: до методики БОС 6,43±11,1 и после – 23,64±20,6 (р<0,05).

Обсуждение полученных результатов:

Известно, что высокий уровень альфа-ритма свидетельствует о хороших адаптивных возможностях организма и способности к релаксации. Поэтому основным направлением работы с беременными является обучение навыкам психоэмоциональной релаксации при повышении выраженности альфа-ритма. Состояние релаксации запоминается пациенткой и на каждом сеансе она стремится его воспроизвести самостоятельно. Таким образом, вырабатывается глубоко закрепленный навык расслабления. Полученные нами данные свидетельствуют о существенном возрастании выраженности альфа-ритма на ЭЭГ в результате подготовки к родам методом биологической обратной связи. Умение снижать психоэмоциональное напряжение имеет принципиальное значение. Состояние релаксации позволяет снять негативный настрой, страх перед родами и способствует усвоению позитивных внушений на благоприятное течение беременности и родов. Под влиянием БОС происходят позитивные изменения в психологическом статусе. Нормализуется психоэмоциональное состояние беременной женщины, снижение уровня тревожности.

Дородовая подготовка беременных на основе применения технологий биологической обратной связи требует дальнейшего внедрения в работу женских консультаций и акушерских стационаров, дополняя уже существующие методы психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам.

Литература:

  1. Гайдуков С.Н, Сметанкин А.А., Дурнов О.В. Значение биологической обратной связи (БОС) в психофизиологической подготовке беременных женщин к родам. Материалы III Российского форума “Актуальные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии”. - Москва, 2001. С 210.
  2. Карасева А.Э. Психологические корреляты быстрых родов // Научный вестник тюменской медицинской академии. Акушерство и гинекология. №9.-2001.- С 80-85.
  3. Сметанкин А.А., Толкалов А.В., Дурнов О.В. Психофизиологическая дородовая подготовка беременных с использованием метода биологической обратной связи //Биол. Обратная связь.-1999, №4.
  4. Энкин М., Кейрс М., Ренфрью М., Нейлсон Д. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах./Пер. с англ. СПб: Нормед-Издат, 1999.
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Оглавление

Hosted by uCoz