|
||||||||||||
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО
ТЕЧЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН, А.Н.Фенина, Н.В.Дармограй Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова, кафедра акушерства и гинекологии № 2 (зав. кафедрой – доц. Н.А.Татарова)В настоящее время имеется ряд отраслей, в которых влияние производственных факторов не только способствует ухудшению состояния здоровья самих работников, но и общества в целом. К таким отраслям относится и электротранспорт. Труд водителей отличается постоянным воздействием вибрации, шума, электромагнитных полей, высокими нервно-психическими нагрузками и другими неблагоприятными производственными факторами. Среди водителей продолжает оставаться высоким удельный вес водителей женщин, причем большинство из них это женщины репродуктивного возраста. (Калинский Ю.Н., Юшкова О.И., 1989; Анисимов Р.П., 1993; Симина Е.Э., 2000). Недостаточно изученным в настоящее время остается влияние производственных факторов указанной профессиональной группы на последующее течение беременности и состояние плода. Нами был произведен сравнительный анализ течения беременности у водителей электротранспортных средств (118 чел.) и контрольной группы, в которую вошли служащие вспомогательных служб (58 чел.). Согласно полученным данным можно сделать вывод, что течение беременности у женщин – водителей электротранспорта, по сравнению с контрольной группой, имеет существенные отличия. Частым осложнением течения беременности в основной группе было наличие раннего токсикоза (токсикоза первой половины беременности). При этом количество женщин - водителей, страдающих во время беременности ранними токсикозами различной степени тяжести составило 20,6%, тогда как в контрольной группе этот показатель составил 12,1%. Стационарное лечение потребовалось 5,1% и 1,7% женщин соответственно. Для развития плода и дальнейшего исхода беременности немаловажную роль играет возникновение угрозы прерывания беременности, тем более значимое, так как среди исследуемого контингента женщин водителей электротранспорта велика доля матерей с повторными выкидышами (13,5%) в анамнезе, существенно превышающая подобную долю женщин в контрольной группе (3,6%). Возникновение угрозы прерывания настоящей беременности наблюдалось нами в 29,8% из общего числа женщин - водителей электротранспорта, что гораздо выше, чем в контрольной группе (17,6%). Характерно, что из общего числа этого грозного осложнения беременности в 18,9% случаев оно возникло уже в первой половине беременности и в 17,8% повторялось неоднократно и на протяжении второй половины беременности. Состав женщин водителей электротранспорта, имевших угрозу прерывания беременности, характеризуется преобладанием при этом женщин - водителей со стажем работы 5-10 лет (13,4%). На втором месте - молодые водители со стажем работы от 1 года до 5 лет (9,5%). Остальная часть приходится на старший возраст со стажем работы более 15 лет (6,9%). Среди беременных с неоднократно повторяющейся угрозой выкидыша (в 1 и 2-ой половине беременности) преобладали водители со стажем работы 5-10 лет (69,4%). Таким образом, наши сравнительные данные подтверждают отрицательное воздействие производственных факторов на появление угрозы прерывания беременности, особенно ярко проявляющееся во второй половине беременности и более чем у половины водителей потребовавшее стационарное лечение. Необходимо подчеркнуть, что одним из наиболее тяжелых осложнений беременности является поздний токсикоз (гестоз), возникающий преимущественно во второй половине беременности. Поздний токсикоз является одной из ведущих причин материнской и перинатальной смертности. Из всех характерных признаков данного синдрома перечень его классических клинических проявлений включает в себя гипертензию, протеинурию, патологическую прибавку массы тела, отеки. Данные нашего исследования позволили установить, что у женщин - водителей встречались различные клинические формы токсикоза, как изолированные, так и сочетанные. Среднее значение систолического АД (134,8± 0,9 мм.рт.ст.) у женщин – водителей несколько больше, чем у женщин контрольной группы (126,8± 0,8 мм.рт.ст.). Интересным является тот факт, что средняя величина диастолического давления у женщин – водителей (81,1± 0,7 мм.рт.ст.) незначительно отличается (78,5± 0,7 мм.рт.ст.) от подобной величины у контрольной группы. Анализ полученных материалов позволяет сделать вывод, что гипертензия у женщин - водителей (АД от 140/90 мм.рт.ст. до 160/100 мм.рт.ст.) встречалась в 27,8± 2,5% случаев, в контрольной группе - в 18,4± 2,5%. В основной группе в 7,6± 2,5% случаев АД поднималось выше 160/100 мм.рт.ст., в контрольной группе подобное повышение АД встречалось реже (1,7± 0,5%). Наиболее часто у женщин - водителей встречались отеки беременных - 59,7± 2,4%, при этом у 39,6± 2,7% из них имело место наличие небольших отеков только на нижних конечностях, у 10,1± 2,5% отеки распространялись на верхние конечности. У женщин контрольной группы отеки встречались в 32,6± 3,2% случаев, из них отеки только на нижних конечностях были у 26,3± 2,5%, а отеки, распространявшиеся на верхние конечности – в 6,3± 1,3% случаев. Такой клинический признак как патологическая прибавка массы тела беременных у женщин - водителей встречался значительно чаще(54,2%), чем в контрольной группе (29,3%). Поздний токсикоз беременных почти всегда сопровождается нарушением функции почек. Принято считать, что протеинурия является одним из поздних (Репина М.А., 1988) признаков позднего токсикоза беременных. Она возникает между 20 – 35 нед. вслед за патологической прибавкой массы тела и артериальной гипертензией. Протеинурия была выявлена у 45,2% женщин водителей, тогда как в контрольной группе - у 20,7%. Таким образом, принимая во внимание высокую частоту осложнений беременности у работающих водителей, целесообразна их плановая госпитализация при сроках 8-10, 18-20 и 30-32 недели в дородовое отделение акушерского стационара для обследования, выявления и лечения осложнений беременности и сопутствующей соматической патологии. |
||||||||||||
|
||||||||||||