posobia02x_small.jpg (1824 bytes)

Санкт-Петербургская Государственная
Педиатрическая Медицинская Академия
Кафедра акушерства и гинекологии

grad.gif (3457 bytes)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Оглавление

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ
ФУНКЦИЯ ЖЕНЩИН - РАБОТНИЦ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

Н.В.Дармограй

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова,
кафедра акушерства и гинекологии № 2
(зав. каф. доц. Н.А.Татарова)

Важным принципом рационального использования трудовых ресурсов является вовлечение женщин в такие производства, которые наиболее полно учитывали бы анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма и не наносили бы ущерб социально-биологическим функциям женщины, особенно материнству.

Более 55 % численности работающих на городском пассажирском транспорте - женщины, а среди водителей трамваев, работников службы движения и ряда других подразделений они составляют абсолютное большинство. Несмотря на значительные достижения в области профилактики нарушений репродуктивной функции женщин, эта задача остается далекой от разрешения, особенно для водителей электротранспорта.

Характерной особенностью трудовой деятельности женщин на электротранспорте является комбинированное и сочетанное действие неблагоприятных производственно - профессиональных факторов. Ведущими из них являются: шум и вибрация, дискомфортный микроклимат, загазованность воздуха рабочей зоны, тяжесть и напряженность труда, нередко в сочетании со значительным психическим и эмоциональным напряжением. Все это позволяет прогнозировать развитие как общесоматических заболеваний, так и патологию репродуктивного здоровья.

Нами было проведено анкетирование и клиническое обследование 1348 работниц ГП “Горэлектротранс”. По общности характеристик производственных факторов все женщины-работницы были разделены на 3 основные категории: водители транспортных средств (807 человек), рабочие планово-профилактического ремонта (326 человек) и инженерно-технические работники (215 человек). Результаты исследований свидетельствуют, что в структуре заболеваемости в различных профессиональных группах работающих женщин имеются специфические особенности.

При оценке первичной заболеваемости по обращаемости необходимо отметить, что у всех работников, независимо от профессиональной принадлежности (водители, рабочие и технический персонал, служащие) ведущей патологией являются заболевания органов дыхания: острые респираторно-вирусные заболевания, ангины, фарингиты, бронхиты, пневмонии. Удельный вес их составляет 38,8 % в структуре всех острых и хронических заболеваний, достигая почти 52 % в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Значительно ниже первичная заболеваемость болезнями нервной системы и органов чувств (в первую очередь - органов зрения) - 15,4 %, а удельный вес болезней костно-мышечной системы (остеохондрозы, артрозы, артриты, бурситы, тендовагиниты, вертеброгенная патология) составляет 10,9 %. Болезни системы кровообращения (различные виды вегето-сосудистых дистоний, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, заболевания сосудов, церебро-васкулярные болезни, ревматические болезни сердца) составляют 9,3 %, а на долю болезней мочеполовых органов (циститы, пиелонефриты, мочекаменная болезнь, воспалительные заболевания органов малого таза) приходятся 6,1 % в структуре всех впервые выявленных заболеваний.

В структуре общей заболеваемости по данным обращаемости ведущее место принадлежит заболеваниям нервной системы и органов чувств (21,8 %), а также заболеваниям системы кровообращения (21 %). Удельный вес болезней органов дыхания составляет 16,5%, органов пищеварения - 10,1 %, а заболеваний костно-мышечной системы - 8,9 % в структуре всех острых и хронических заболеваний.

Результаты периодических медицинских осмотров показывают, что здоровыми можно признать лишь 1/3 среди всех осмотренных водителей электротранспорта, а у 43,2% выявляются различные хронические заболевания. Среди всех выявленных случаев заболевания 29,7 % составляют болезни органов кровообращения, удельный вес болезней глаза и его придаточного аппарата составил 29 %, органов пищеварения - 10,6 %, мочеполовых органов - 7,4 %, заболеваний костно-мышечной системы - 4 %, патология органов дыхания - 3,7 %. Причем, в расчете на 100 осмотренных женщин выявлено в 1,2 раза заболеваний больше, чем у водителей мужского пола.

Анализ результатов самооценки здоровья, полученных с помощью анкетирования женщин - работниц, показывает, что наиболее часто заболеваниями простудного характера страдают водители транспортных средств (35,4 % обследованных водителей отмечают у себя признаки заболеваний дыхательных путей). Практически так же часто эта патология встречается у представителей основных рабочих специальностей (34,2 %), и гораздо реже - у служащих (14,6 %), которые большинство рабочего времени проводят в закрытых помещениях с достаточно благоприятным микроклиматом. Из опрошенных водителей 38,2 % считают, что у них имеются признаки заболевания желудочно-кишечного тракта, 32,7 % - признаки сердечно-сосудистой патологии, а 30,9 % считают, что страдают заболеванием мочеполовой системы. Среди инженерно-технических работников и служащих 58,5 % отмечают у себя признаки заболевания органов системы кровообращения, 47,3 % - костно-мышечной системы, 39 % - патологию желудочно-кишечного тракта. Рабочие вспомогательных служб полагают, что наряду с простудными заболеваниями наиболее часто они страдают болезнями органов мочеполовой системы и органов кровообращения - соответственно 43,9 % и 39 % опрошенных.

Анализ состояния специфических функций женского организма показывает, что они также зависят от характера работы, производственно - профессиональных факторов, стажа работы.

У женщин-водителей наиболее часто отмечаются нарушения менструального цикла: альгодисменорея отмечается у 57,2 %, мено-метрорагии - у 48,9 % обследованных. В группе рабочих профессий менорагия в 44,6 % отмечалась у лиц, связанных с физическим напряжением (рабочие аварийно-восстановительной службы, слесари по ремонту подвижного состава, рабочие пути). У женщин-служащих нарушения менструальной функции могут проявляться в виде дисфункциональных маточных кровотечений, в основном среди лиц старшей возрастной группы - 65,9 % женщин после 45 лет обращаются по этому поводу к врачу.

Интенсивная работа влияет на характер месячных - у 34,2 % женщин-водителей они становятся более длительными, обильными и болезненными, в то время как подобные изменения наблюдаются у 20 % рабочих и лишь у 14,7 % служащих и инженерно-технических работников. Максимально выражены эти изменения в стажевых группах 4-6 и более 10 лет.

Воспалительными заболеваниями наружных и внутренних половых органов примерно с одинаковой частотой могут страдать как рабочие, так и водители электротранспорта: у первых чаще встречаются заболевания наружных половых органов и нижних отделов гениталий (вульвиты, вульвовагиниты - 48,1 % и фоновые заболевания шейки матки - 31,3 %), а у водителей чаще отмечаются воспалительные заболевания верхних отделов гениталий (хронические аднекситы - 29,4 %). Частота воспалительных заболеваний женской половой сферы у женщин-служащих (12,5 %) достоверно ниже, чем в предыдущих группах (р < 0,05).

Опухолевые заболевания матки и придатков (миома матки, кисты яичников) встречаются почти у каждой третьей женщины во всех обследованных группах.

Частота опущений стенок влагалища и внутренних половых органов у женщин-водителей (8,8 %) выше, чем у рабочих ремонтно-профилактической службы (6.2 %).

У водителей по сравнению с группой женщин-служащих, чаще отмечаются осложнения беременности: анемия беременных встречается соответственно в 32,2 % и 19,3 % случаев, пиелонефрит - в 29,7 % и 17,5 %, кольпит - в 31,4 % и 19,3 %, угроза прерывания беременности - в 36,4 % и 22,8 %, преждевременные роды - в 12,7 % и 7,0 %. Следует отметить, что на учет в женской консультации женщины-водители встают позже (после 12/13 недель), чем ИТР и служащие (до 8/9 недель беременности). Ранние токсикозы беременных во всех обследованных группах отмечаются практически с одинаковой частотой - в 16,1 % и 17,5 %, а поздние преобладают у женщин-водителей - в 46,6 %, по сравнению с 33,3 % у служащих. За время беременности диагностируется сердечно-сосудистая патология (чаще всего гипертоническая болезнь различной степени тяжести, вегето-сосудистая и нейро-циркуляторная дистония, пороки сердца) у 20,3 % водителей и у 10,5 % служащих. Инфекции, передающиеся половым путем (хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз), выявляются соответственно в 33,3 % и 21 % случаев. Миома матки во время беременности у водителей определяется почти в 3 раза чаще, чем у женщин-служащих (соответственно 5,1 % и 1,8 %), также преобладает аллергизация организма (у 23,7 % водителей и у 14% служащих отмечаются аллергические реакции на различные лекарственные препараты и пищевые продукты). Стационарное лечение за время беременности проводится у 52,5% водителей и у 31,6% служащих.

У женщин-водителей по сравнению со служащими достоверно чаще роды начинаются с преждевременного разрыва плодных оболочек (соответствено 44,9 % и 35,1 %), а в родах отмечаются аномалии сократительной деятельности матки (17,8 % и 12,3 %), что является основанием для проведения родостимулирующей терапии (соответственно в 15,3 % и 8,3 % случаев). Роды заканчиваются путем операции кесарева сечения у водителей в 2,3 раза чаще, чем у женщин-служащих (соответственно 16,1 % и 7,0 %).

В группе женщин-водителей по сравнению со служащими и инженерно-техническими работниками отмечается повышенная частота рождения детей с наличием внутриутробной гипотрофии (6,4 % и 2,5 %) и гипоксии (12,7 % и 7,0 % соответственно).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии производственных факторов на состояние здоровья женщин - работниц городского электротранспорта, что требует проведения комплекса организационных, медико - профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Оглавление

Hosted by uCoz